Выпуски

Вестник истории, литературы, искусства

Альманах

Том XV. 2022

Урилов И.Х. (главный редактор)

Москва: Собрание, 2022. 340 с.

ISBN 978-5-9606-0192-4
ISSN 1816-0816

УДК 93/94+82+7.0
ББК 63.3+83.3(0)+85
В38

Переплет 7БЦ
Формат: 70 × 100 / 16

Тираж: 100 экз.


В пятнадцатом томе альманаха представлены итоги уникальных научных исследований ведущих российских и зарубежных историков, литературоведов, филологов и искусствоведов. 

Собранные в альманахе материалы посвящены изучению особенностей средневековых керамических чаш из окрестностей поселка Красная поляна и уникальности так называемого «Завещание Андуник-нуцала», специфичности проблемы света и цвета в творчестве Дж. Баллы, частностей истории русской артиллерии во 2-й половине ХIX столетия, нюансов жизни и творчества Джакомо Кваренги, неповторимости восточной окраины ойкумены в античной географической традиции I–II вв. н.э., самобытности мышления экономиста и социал-демократа И.А. Гурвиче и монархиста В.В. Шульгина, своеобразности поэзии Алексея Прасолова, и других аспектов отечественной и зарубежной истории.

В альманахе публикуются ранее неизвестные документальные свидетельства, освещающие отдельные аспекты социально-политической и культурной жизни России, в частности представлены воспоминания о лидере большевизма, подготовленные его единомышленниками и соратниками, но неопубликованными из-за представленного в них как считалось, «неканоничности» образа вождя мирового пролетариата. Не менее интересны воспоминания о талантливом и очень оригинальном писателе Юрии Марковиче Нагибине, чьи произведения (и опубликованные дневники) вызывают острые дискуссии, как литературоведов-профессионалов, так и просто читателей.

Завершают альманах рецензии на две книги – монографию и сборник статей, в которых рассматриваются важнейшие для российского общества вопросы самосознания, ментальности, ответственности за страну и ее облик.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов вузов и всех интересующихся вопросами истории, литературы и искусства.

Содержание

Часть первая. Археологические открытия

Средневековые керамические чаши с пальцевыми вдавлениями из окрестностей поселка Красная поляна

Меньшиков М.Ю.

В статье рассматриваются группа памятников, на которых сохранились слои II тыс. н.э. вплоть до эпохи мухаджирства — в районе Красной Поляны. С научной точки зрения интерес к данной группе в том, что местная традиция изготовления керамических изделий практически не менялась на протяжении II тысячелетия нашей эры.

M.Y. Menshikov. MEDIEVAL CERAMIC BOWLS WITH FINGER INDENTATIONS FOUND NEAR THE KRASNAYA POLYANA VILLAGE

The article studies a group of monuments with the layers of the second Millennium AD up to the Muhajir era, found in the Krasnaya Polyana area. From the scientific point of view, the interest in this group is that the local tradition of making ceramic wares did not practically change during the second Millennium AD.

Завещание 'Андуник-нуцала (поиски интерпретации текста)

Шумкин А.В.

Статья посвящена жанру мусульманской псевдобиографической литературы Дагестана. На примере так называемого «завещания 'Андуник-нуцала» рассматриваются история, обстоятельства и причины создания одного из первых дагестанских сочинений этого литературного круга. Его истоки скрываются в том периоде времени, когда Константинопольским договором 1724 г. вилает Дагестан был отторгнут от Персии и поделен на сферы интересов России и Османской империи. Эта переходная эпоха была отмечена разрушением традиционных политических связей, сложившихся в Дагестане в эру правления Сефевидов. Управлявшая до тех пор краем персидская администрация была упразднена императрицей Екатериной I, и местная знать вступила в борьбу за передел Дагестана. Примерно в это время правитель Аварии 'Умма-нуцал III выпустил от имени своего предшественника 'Умма-нуцала II политический манифест, который призван был легитимировать расширение хунзахской территории. Однако вскоре на историческую арену взошел Надир-шах Афшар, боровшийся за восстановление территориальной целостности Ирана. Добившись в 1735 г. официального возвращения ранее отошедших к России и Турции территорий, Надир-шах начал серию военных кампаний за полное покорение Дагестана. именно это время ожесточенного противоборства между исфаханом и сельскими общинами Восточного Кавказа стало эрой расцвета дагестанской публицистики, в том числе псевдобиографического толка. Одно за другим создавались такие произведения, как «завещание 'Андуника» (в основу которого лег политический манифест 'Умма-нуцала), Тарих Дагестан и История Гирей-хана, составление которых настоящие авторы приписывали историческим фигурам давно прошедших времен. Данная публикация является своего рода первой попыткой с помощью внутренней и внешней критики вышеперечисленных источников определить хронологические рамки их возникновения. Если европейские памятники данного круга изучены довольно хорошо, то для дагестанской арабистики только сейчас назрела необходимость внедрения теоретических достижений западного литературоведения и методологии работы по выявлению публицистики псевдобиографического жанра.

A.V. Shumkin. 'ANDUNIK NUTSAL'S TESTAMENT (RESEARCH FOR INTERPRETATION OF THE TEXT)

The article is devoted to the genre of Muslim pseudobiographical literature of Dagestan. On the example of the so-called «'Andunik-nutsal's testament», the history, circumstances and reasons for the creation of one of the first Dagestan works of this literary circle are considered. Its origins are hidden in the time period when the Treaty of Constantinople in 1724 was concluded, according to which Dagestan was annexed from Persia and divided into spheres of interests of Russia and the Ottoman Empire. This transitional era was marked by the destruction of traditional political ties developed in Dagestan during the era of the Safavids. The Persian administration, which until that time ruled the region, was abolished by Empress Catherine I and the local nobility entered the struggle for the redivision of Dagestan. Around this time, the avarian ruler 'Ummah Nutsal III issued a political manifesto on behalf of his predecessor 'Ummah Nutsal II, which was designed to legitimize the expansion of the Khunzakh territory. Soon, however, Nadir Shah Afshar entered the historical arena, fighting to restore Iran's territorial integrity. 

Having achieved in 1735 the official return of the territories that had previously been annexed by Russia and Turkey, Nadir shah began a series of military campaigns for the complete conquest of Dagestan. It was this time of fierce confrontation between Isfahan and the rural communities of the East caucasus that became the heyday of Dagestan publicism, including a pseudobiographical one. one after another, such works were created as the «testament of Andunik» (which was based on the political manifesto of 'Umma- nutsal), Tarih Dagestan and the History of Girey Khan, the composition of which the real authors attributed to historical figures of bygone times. This publication is a kind of first attempt using internal and external criticism of the above sources to determine the chronological framework of their composition. If the European monuments of this circle have been studied quite well, then for Dagestan Arab studies we need now to introduce the theoretical achievements of Western literary criticism and the methodology of work to identify publicism of the pseudobiographical genre.

Часть вторая. Гипотезы. Проблемы. Решения

Свет и цвет в творчестве Джакомо Баллы

Муромцева О.В.

Статья посвящена рассмотрению творческих поисков Джакомо Баллы, итальянского художника, сценографа, декоратора, одного из лидеров футуристического движения, прошедшего длинный путь от дивизионизма и увлечения фотографией до изучения физической природы светы и постановки светового шоу «Фейерверк». Этот спектакль, созданный по заказу С.Дягилева и впервые представленный в театре Констанци в Риме в апреле 1917 года в один вечер с балетами, оформленными Ларионовым и Бакстом, стал своеобразной кульминацией авангардистских экспериментов Баллы. Пятиминутное шоу под музыку И.Стравинского вызвало неоднозначную реакцию публики. Новаторская сценография Баллы была основана на соединении разноцветных геометрических фигур и цветных лучей прожекторов, двигающихся внутри сценического пространства и меняющих его. Присутствия танцоров на сцене не предполагалось, свет и цвет становились главными действующими лицами и исполнителями всех ролей. Несомненно, изучение природы света, изображение физических свойств световых волн (серия «Радужные взаимопроникновения») и увлечение теософией привели к зарождению идеи создания художественного произведения посредством взаимодействия света и цвета, идее, во многом опередившей свое время. интересным представляется отметить параллели и различия в интерпретации подобных идей Дж.Баллой и представителями русского авангарда М.Ларионовым и О.Розановой.

O.V. Muromtseva. LIGHT AND COLOR IN THE WORKS OF GIACOMO BALLA

The article is devoted to creative pursuit Giacomo scores, Italian artist, designer, one of the leaders of the futuristic movement, held a long way from divisionism and Hobbies photography to explore the physical nature of light and the staging light show «Fireworks». This performance, commissioned by S. Diaghilev and first presented at the Teatro constanti in Rome in April 1917 in the same evening with ballets designed by Larionov and Bakst, was a kind of culmination of Balla's avant-garde experiments. The five-minute show to the music of Stravinsky caused a mixed reaction from the audience. Balla's innovative scenography was based on the combination of multi-colored geometric shapes and colored searchlight beams moving inside the stage space and changing it.

The presence of dancers on the stage was not assumed, light and color became the main actors and performers of all roles. undoubtedly, the study of the nature of light, the image of the physical properties of light waves (the series «Rainbow interpenetration») and the fascination with theosophy led to the birth of the idea of creating a work of art through the interaction of light and color, an idea that was in many ways ahead of its time. It is interesting to note the Parallels and differences in the interpretation of such ideas by J. Balla and representatives of the Russian avant-garde M. Larionov and O. Rozanova.

О распространении повальных болезней в допетровской России

Перхавко В.Б.

В статье рассматриваются эпидемии чумы, ставшие для Российского государства в первой половине XVII столетия настоящим бедствием, а также пути и способы борьбы с этим социальным явлением, уносившим тысячи жизней и разрушавшим экономику страны.

V.B. Perhavko. ON THE SPREAD OF WIDESPREAD DISEASES IN PRE-PETRINE RUSSIA

The article examines the plague epidemics that became a real disaster for the Russian state in the first half of the XVII century, as well as ways and means to combat this social phenomenon that claimed thousands of lives and destroyed the country's economy.

История русской артиллерии во 2-й половине ХIХ века (после окончания Крымской войны (1853-1856 годов) — до окончания Русско-японской войны 1904-1905 годов

Солодилов Б.И.

В статье рассматриваются особенности использования и эволюции артиллерии, стоявшей на вооружении русской армии во второй половине XIX — начале XX века. Внимание акцентируется на том, что совершенствование артиллерийских орудий осуществлялось в ходе боевых действий, что явилось свидетельством талантливости русских артиллеристов, являвшихся настоящими знатоками своего дела, знающими технику, разбирающимися в тонкостях как баллистики, так и химии. однако, как показала история войн, таких знаний оказалось все же недостаточно для победы в ряде военных конфликтов, поскольку изыскания военных изобретателей и конструкторов не всегда поддерживались со стороны высшего военного командования.

B.I. Solodilov. RUSSIAN ARTILLERY IN THE 2ND HALF OF THE XIX — EARLY XX CENTURY: APPLICATION AND EVOLUTION

The article discusses the features of the use and evolution of artillery that was in service with the Russian army in the second half of the XIX - early XX century. Attention is focused on the fact that the improvement of artillery guns was carried out during the fighting, which was evidence of the talent of Russian gunners, who were real experts in their field, who knew the technique, who understood the subtleties of both ballistics and chemistry. However, as the history of wars has shown, such knowledge was still not enough to win a number of military conflicts, since the research of military inventors and designers was not always supported by the highest military command.

Бергамские адреса Джакомо Кваренги

Новикова-Нава В.
Туровская Ю.

Статья посвящена бергамскому периоду жизни Джакомо Кваренги, итальянского архитектора и самого талантливого и плодовитого представителя палладианства в русской архитектуре. В статье рассказывается о местах, повлиявших на его формирование как архитектора.

V. Novikova-Nava, J. Turovskaya. THE BERGAMO ADDRESSES OF GIACOMO QUARENGHI

The article is devoted to Giacomo Quarenghi's period in Bergamo. He was an Italian architect, the most talented and prolific representative of Palladianism in Russian architecture. The article describes the places that influenced his formation as an architect.

Часть третья. Встреча и диалог культур

Восточные окраины ойкумены в античной географической традиции I-II вв. н.э.

Бухарин М.Д.

Некоторые топонимы на крайнем востоке в античной географической традиции I-II вв. н.э. произведены от слов со значением «золото», «золотой»: Золотой берег, Золотой остров, Золотой полуостров. они обозначают границу проникновения мореходов и торговцев из Средиземноморья на Восток, указывают на границу известного мира, на места перехода в «мир иной» и в большей степени связаны с мифологической картиной мира, чем с реальной географией. описание восточных окраин обитаемого мира (ойкумены) построено приблизительно так же, как и описание крайне южных регионов (Счастливой Аравии): некоторые местные топонимы или этнонимы интерпретированы как указывающие на переход в пограничную зону между мирами живых и мертвых.

M.D. Bukharin. THE EASTERN MARGINS OF OIKUMENE IN THE CLASSICAL GEOGRAPHICAL TRADITION OF THE I-II CENTURIES A.D.

Some place-names in the extreme East in Classical geographical tradition of the I-II centuries A.D. are derived from words meaning «gold», «golden»: «Golden Coast», «Golden Island», «Golden Peninsula». They mark the boundary of the penetration of seamen and sea-traders from the Mediterranean to the East, point to the boundary of the known world, to the places of transition to the «outer world» and are more related to the mythological conceptions of the world than to real geography. The description of the eastern margins of the inhabited world (okument) is constructed in approximately the same way as the description of the southernmost regions (Arabia Felix): some local toponyms or ethnonyms are interpreted as indicating a crossing into the border zone between the worlds of the living and the dead.

Расшифровывая Пуни. Часть 1. Ранние годы

Родионов А.Н.

Первая часть исследования жизни и творчества художника Ивана Альбертовича Пуни (1890-1956) охватывает период до его 18-летия. Впервые публикуется метрика Ивана Пуни, проливающая свет на дату его рождения — 22 марта 1890 года. Также впервые публикуются многочисленные архивные материалы о его обучении в Николаевском кадетском корпусе, сведения о его отце, матери и мачехе.

A.N. Rodionov. INTERPRETING PUNI. PART 1. THE EARLY YEARS

The first part of the life and work investigation of Ivan Puni (Jean Pougny; 18901956, artist) deals with his early years. First published is his certificate of birth, finally determining his birthday being 22 March 1890. Also first published are numerous archive materials regarding his study at Nikolaev Cadet Corps and regarding his father, mother and stepmother.

В пространстве текста: из литературных заметок

Глушаков П.С.

Публикация заметок, выписок из текстов, комментариев, касающихся разнообразных аспектов литературной действительности. Среди героев этюдов — классики русской литературы, а также писатели ХХ века. Ряд очерков посвящен Пушкину, Чехову, Исаковскому, Высоцкому и многим другим. Специально рассматриваются кинематографические параллели к известным литературным произведениям. отдельное место в заметках отведено исследованию общественно-культурных сторон действительности.

P.S. Glushakov. IN THE SPACE OF THE TEXT: FROM LITERARY NOTES

The publication of notes, extracts from texts, comments, various aspects of literary reality. Among the heroes of etudes are classics of russian literature, as well as writers of the twentieth century. A number of essays are devoted to Pushkin, Chekhov, Isakovsky, Vysotsky and many others. There is a special focus on cinematic parallels towards famous literary works. A separate place in the notes is allotted for a study of aspects of the sociocultural aspects of reality/actuality.

Часть четвертая. Человек. Общество. Власть

«Он заставлял думать...» (Об И.А. Гурвиче)

Телицын В.Л.

В центре исследования — научная деятельность практически забытого в настоящее время российского экономиста и публициста И.А. Гурвича. О его судьбе можно было написать отдельную книгу, но и его научные разработки заслуживают внимания, поскольку были востребованы не только его «коллегами по цеху», но и политическими и государственными деятелями конца XIX — начала XX веков. Он изучал вопросы, которые остаются актуальными и сегодня, — особенности эволюции крестьянского хозяйства, рабочее и профессиональное движение, эмиграция из России.

V.L. Telitsyn. «НЕ MADE ME THINK...» (ABOUT I.A. GURVICH)

The research focuses on the scientific activities of the now almost forgotten Russian economist and publicist I.A. Hourwich. It was possible to write a separate book about his fate, but his scientific developments deserve attention, since they were in demand not only by his «colleagues in the shop», but also by political and state figures of the late XIX-early XX centuries. He studied issues that remain relevant today — the peculiarities of the evolution of the peasant economy, the workers and professional movement, emigration from Russia.

Литературная гастрономия (из неопубликованного)

Кабанов В.В.

В статье рассматривается — на основании оригинального исторического источника (литературных произведений русских классиков, и не только) — один из аспектов повседневной жизни России — что ели и как ели россияне на протяжении своей многовековой истории. В работе прослеживается, как сохранялись традиции, как с традициями сосуществовали гастрономические «инновации» и почему вопрос об еде волновал российских литераторов до революции 1917 года.

V.V. Kabanov. LITERARY GASTRONOMY. (EXCERPT FROM AN UNPUBLISHED BOOK)

The article examines — on the basis of an original historical source (literary works of Russian classics, and not only) — one of the aspects of everyday life in Russia — what Russians ate and how they ate throughout their centuries-old history. The work traces how traditions were preserved, how gastronomic "innovations" coexisted with traditions, and why the question of food worried Russian writers before the 1917 revolution.

Возвращение памяти

Репников А.В.

В статье рассматривается процесс возвращения к российским читателям и всем, кому небезразлична история Отечества, имени и книг В.В. Шульгина, известного политического и общественного деятеля начала ХХ в., долгая жизнь которого всегда обращала на себя внимание. Книги и статьи В.В. Шульгина достаточно объективно дают картину революционной России, Гражданской войны и судеб тех, кто надеялся и пытался реформировать общественные отношения в России. Эти источники дают историкам возможность непредвзято взглянуть на события, которые до недавнего времени находились вне поля критики.

A.V. Repnikov. THE RETURN OF MEMORY

The article studies the process of returning the name and books of V.V. Shulgin to Russian readers and all those who care about the history of the homeland. V.V. Shulgin is a well-known political and public figure of the early 20th century, whose long life was always of keen interest. V.V. Shulgin's books and articles reflect an objective picture of revolutionary Russia, the civil war, the fates of those who hoped and tried to reform public relations in Russia and provide historians with an impartial view of events that until recently were out of criticism.

Часть пятая. Выдающиеся деятели русской культуры

Лики Нескучного

Леонидов В.В.

В статье прослеживается история создания выставки «Лики Нескучного», где были представлены великолепные картины Екатерины Евгеньевны Зеленковой-Лансере, сестры известнейшей Зинаиды Серебряковой, рисунки Дмитрия Зеленкова, племянника Серебряковой и, естественно, самой Зинаиды Серебряковой (а также блокадные дневники энергетика Дмитрия Николаевича Лазарева, мужа дочери Екатерины Евгеньевны Лансере). Всех их связывало имение Нескучное, где многие из них встречались, где были созданы многие из большинства художественных творений и память о котором сохранилась в сердцах и умах русских изгнанников (эмигрантов).

V.V. Leonidov. FACES OF NESKUCHNY

The article traces the history of the exhibition «Faces Boring», where he presented a beautiful painting Catherine E.Zelenkova-Lancer, sister of the famous Zinaida Serebryakova, the drawings of Dmitri Zelenkova, nephew Serebryakova and, of course, most of Zinaida Serebryakova (and siege diaries energy Dmitry Nikolaevich Lazarev, husband of daughter Catherine E.Lansere). They were all connected by the Neskuchnoye estate, where many of them met, where many of the majority of artistic creations were created, and the memory of which remained in the hearts and minds of Russian exiles (emigrants).

Из рембрандтовского глубокого сумрака: поэт тревожного присутствия

Ростовцева И.И.

Статья посвящена жизни и творчеству одному из «"тихих" традиционных русских лириков» — Алексею Прасолову, который искал свое место в современной ему жизни, «цветущей сложности ее имен, тенденций, стилей», и который очень рано ушел из жизни. Поэт оставил после себя неопубликованные рукописи — стихи, размышления об окружающем мире, дневники и письма, — все это творческое наследие и явилось предметом скрупулезного изучения для автора.

I.I. Rostovtseva. FROM REMBRANDT'S DEEP TWILIGHT: A POET OF ANXIOUS PRESENCE

The article is devoted to life and work of Alexey Prasolov, one of the ««quiet» traditional Russian lyricists», who tried to find his place in modern life and passed away too early. The poet left behind him the unpublished manuscripts — poems, reflections on the world around him, diaries and letters. This creative heritage was scrupulously studied for the author.

Мои встречи с поэзией Алексея Прасолова

Вольдан А.

В статье представлена история знакомства австрийского литературоведа и культуролога с творчеством талантливого, но очень мало издаваемого на родине российского поэта Алексея Прасолова. Автор сопоставляет оценки, данные его творчеству различными маститыми литературными критиками и сам стремиться разобраться, что в этой критике соответствует действительности, а что явно напускное и не соответствует действительности.

A. Voldan. MY INSIGHT INTO ALEXEY PRASOLOVS POETRY

The article presents the history of the acquaintance of the Austrian literary and cultural critic with the work of Alexey Prasolov, the talented, but rarely published in the homeland, Russian poet. The author compares the appraisal of his creative work made by prominent literary critics and tries to analyze what is true, what is clearly false and does not correspond to reality.