АВТОРЫ

Шумкин Арсений Вячеславович

Магистрант МГиМО МиД России.

Ист.: Вестник истории, литературы, искусства. Том XV. Москва: Собрание, 2022.

Публикации

Завещание 'Андуник-нуцала (поиски интерпретации текста)

Вестник истории, литературы, искусства. Том XV. 2022. Москва: Собрание, 2022. С. 13-42.

Статья посвящена жанру мусульманской псевдобиографической литературы Дагестана. На примере так называемого «завещания 'Андуник-нуцала» рассматриваются история, обстоятельства и причины создания одного из первых дагестанских сочинений этого литературного круга. Его истоки скрываются в том периоде времени, когда Константинопольским договором 1724 г. вилает Дагестан был отторгнут от Персии и поделен на сферы интересов России и Османской империи. Эта переходная эпоха была отмечена разрушением традиционных политических связей, сложившихся в Дагестане в эру правления Сефевидов. Управлявшая до тех пор краем персидская администрация была упразднена императрицей Екатериной I, и местная знать вступила в борьбу за передел Дагестана. Примерно в это время правитель Аварии 'Умма-нуцал III выпустил от имени своего предшественника 'Умма-нуцала II политический манифест, который призван был легитимировать расширение хунзахской территории. Однако вскоре на историческую арену взошел Надир-шах Афшар, боровшийся за восстановление территориальной целостности Ирана. Добившись в 1735 г. официального возвращения ранее отошедших к России и Турции территорий, Надир-шах начал серию военных кампаний за полное покорение Дагестана. именно это время ожесточенного противоборства между исфаханом и сельскими общинами Восточного Кавказа стало эрой расцвета дагестанской публицистики, в том числе псевдобиографического толка. Одно за другим создавались такие произведения, как «завещание 'Андуника» (в основу которого лег политический манифест 'Умма-нуцала), Тарих Дагестан и История Гирей-хана, составление которых настоящие авторы приписывали историческим фигурам давно прошедших времен. Данная публикация является своего рода первой попыткой с помощью внутренней и внешней критики вышеперечисленных источников определить хронологические рамки их возникновения. Если европейские памятники данного круга изучены довольно хорошо, то для дагестанской арабистики только сейчас назрела необходимость внедрения теоретических достижений западного литературоведения и методологии работы по выявлению публицистики псевдобиографического жанра.

A.V. Shumkin. 'ANDUNIK NUTSAL'S TESTAMENT (RESEARCH FOR INTERPRETATION OF THE TEXT)

The article is devoted to the genre of Muslim pseudobiographical literature of Dagestan. On the example of the so-called «'Andunik-nutsal's testament», the history, circumstances and reasons for the creation of one of the first Dagestan works of this literary circle are considered. Its origins are hidden in the time period when the Treaty of Constantinople in 1724 was concluded, according to which Dagestan was annexed from Persia and divided into spheres of interests of Russia and the Ottoman Empire. This transitional era was marked by the destruction of traditional political ties developed in Dagestan during the era of the Safavids. The Persian administration, which until that time ruled the region, was abolished by Empress Catherine I and the local nobility entered the struggle for the redivision of Dagestan. Around this time, the avarian ruler 'Ummah Nutsal III issued a political manifesto on behalf of his predecessor 'Ummah Nutsal II, which was designed to legitimize the expansion of the Khunzakh territory. Soon, however, Nadir Shah Afshar entered the historical arena, fighting to restore Iran's territorial integrity. 

Having achieved in 1735 the official return of the territories that had previously been annexed by Russia and Turkey, Nadir shah began a series of military campaigns for the complete conquest of Dagestan. It was this time of fierce confrontation between Isfahan and the rural communities of the East caucasus that became the heyday of Dagestan publicism, including a pseudobiographical one. one after another, such works were created as the «testament of Andunik» (which was based on the political manifesto of 'Umma- nutsal), Tarih Dagestan and the History of Girey Khan, the composition of which the real authors attributed to historical figures of bygone times. This publication is a kind of first attempt using internal and external criticism of the above sources to determine the chronological framework of their composition. If the European monuments of this circle have been studied quite well, then for Dagestan Arab studies we need now to introduce the theoretical achievements of Western literary criticism and the methodology of work to identify publicism of the pseudobiographical genre.