Выпуски

Вестник истории, литературы, искусства

Альманах

Том XIV. 2019

Урилов И.Х. (главный редактор)

Москва: Собрание, 2019. 472 с.

ISBN 978-5-9606-0180-1
ISSN 1816-0816

УДК 93/94+82+7.0
ББК 63.3+83.3(0)+85
В38

Переплет 7Б
Формат: 70 х 100 / 16 (160 х 240 мм)
Суперобложка. Цветная вклейка

Тираж: 100 экз.
Стандарт упаковки: 5


В четырнадцатом томе альманаха представлены результаты исследований ведущих российских и зарубежных ученых — историков, литературоведов, филологов, искусствоведов и архивистов. Собранные в альманахе материалы посвящены атрибуции личных предметов царицы Гепепирии из Неаполя Скифского; изучению скальных могильников в верховьях Кубани; исследованиям административно-территориального деления Псковской земли XVI–XVII вв.; особенностям развития правового идеала в русской философии права в ХIХ — начале ХХ в.; восприятию образа страха в русском искусстве конца XIX — начала ХХ в.; истории контроля за производством огнестрельного оружия в Южных Нидерландах; религиозным взглядам и христианизации полабских славян (VII–IX вв.) и другим проблемам. 

В альманахе публикуются ранее неизвестные документальные свидетельства, освещающие отдельные аспекты культурной жизни России, в частности — издания Джованни Боккаччо, сведения о жизни и деятельности первого итальянского архитектора в России Аристотеля Фиораванти, о взаимодействии представителей Американского экзархата РПЦ и Московской Патриархии и др. 

Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов вузов и всех интересующихся вопросами истории, литературы и искусства.

Содержание

Часть первая. Археологические открытия

К атрибуции блюдца царицы Гепепирии из Неаполя Скифского

Чореф М.М.

Наше внимание привлек уникальный памятник торевтики — блюдце с надписью «ΒΑСΙΛΙСΗС ΓΗΠΑΠΥΡΗΩС» и с обозначениями и , найденное в 1959 г. при раскопках Неаполя Скифского. Вслед за М.Ю.Трейстером полагаем, что оно не могло принадлежать Гепепирии — жене Аспурга и матери Митридата VIII(III) и Котиса I. В свою очередь заметим, что в обозначениях и следует видеть очевидные знаки, хорошо известные в Северном Причерноморье и в Таврике. Полагаем, что владелицей изучаемого блюдца была Гепепирия II — супруга Реметалка и мать Савромата II. Она принадлежала к элите сарматского клана, использовавшего знак . Блюдце могло попасть в Неаполь Скифский в качестве добычи, захваченной в ходе Второй Боспорской войны.

M.M. Choref. TOWARDS ATT RIBUTION OF A SAUCER OF QUEEN GEPAEPYRIS FROM SCYTHIAN NEAPOLIS 

Our attention was attracted by a unique torevtic monument — the saucer with the inscription «ΒΑСΙΛΙСΗС ΓΗΠΑΠΥΡΗΩС» and with the designations and found in 1959 during the excavations of Scythian Neapolis. We believe following M.Ju. Treister that it could not belong to Gepaepyris — the wife of Aspurgus and the mother of Mithridates VIII(III) and Cotis I. We note in turn that in the designations and one should see obvious signs well known in the Northern Black Sea Region and in Taurica. We believe that the owner of the saucer under study was Gepaepyris II — the wife of Rhoemetalces and the mother of Sauromates II. She belonged to the elite of the Sarmatian clan that used the sign . The saucer could get to Scythian Neapolis as a prey captured during the Second Bosporan War.

К вопросу о распространении скальных могильников в верховьях Кубани: накопленные данные и новые материалы

Кочкаров У.Ю.
Чагаров О.С.

Речь в статье идет о слабо распространенных, но ярких погребальных сооружениях, устроенных в песчаниковых скалах — так называемых скальных могильниках, которых на территории Карачаево-Черкесии насчитывается около трех десятков и которые представляют уникальных объект археологических исследований. В данной работе внимание акцентируется также на особенностях этнической принадлежности носителей обряда погребения в скальных могильниках.

U.Yu. Kochkarov, O.S. Chagarov. THE DISTRIBUTION OF ROCKBURIAL GROUNDS ON THE UPPER REACHES OF THE KUBAN: THE COLLECTED DATA AND THE NEW MATERIALS

The article is about the so-called rock burial grounds -the impressive burial constructions arranged in the sandstone rocks. They are rarely distributed, but around three dozen of them are found on the territory of Karachay-Cherkessia presenting the unique object of archaeological research. The author focuses special attention on ethnic origin of burial ceremony in the rock burial grounds.

Некоторые итоги изучения административно-территориального деления Псковской земли XVI–XVII вв.

Харлашов Б.Н.

В работе представлены особенности становления административно-территориальной структуры Псковской земли и обстоятельства сложения уездов Псковской земли, — итоги историко-археологических исследований погостов-мест — административных центров псковских губ.

B.N. Kharlashov. THE RESULTS OF THE STUDY OF ADMINISTRATIVE TERRITORIAL DIVISION OF PSKOV LAND OF THE XVIth–XVIIth CENTURIES.

The articlestudies the stages of forming administrative and territorial structure and creating the districts of Pskov land, the results of historical and archaeological research of the graveyards and the administrative centres of Pskov province.

Часть вторая. Гипотезы. Проблемы. Решения

Развитие правового идеала в русской философии права в ХIХ в. — начале ХХ в.

Глушкова С.И.

В данной статье рассматриваются основные тенденции формирования и развития правового идеала в русской философии права. Анализируются особенности нравственно-правового идеала К.Д.Кавелина и П.И.Новгородцева, а также государственно-правового идеала Б.Н.Чичерина.

S.I. Glushkova. SHAPING OF THE LAW MODEL IN THE RUSSIAN LAW PHILOSOPHY IN THE XIXth — THE BEGINNING OF THE XXth CENTURY

The author studies the main directions inshaping of law model in the Russian philosophy of law and analyses peculiar features of K.D.Kavelin’s and P.I.Novgorodtsev’s moral and lawideals, as well as B.N.Chicherin’s state and law model.

Индивидуальность и чувство искусства

Волошина Л.А.

Статья посвящена исследованию вопроса о чувстве искусства. Чувство искусства показано как особое мироощущение. Рассматривается синтетический характер этого чувства, в основе которого — поиск гармонии. Исследуемое чувство представлено как связь человека с идеальным миром искусства. Оно обращено к реальности художественной, мифической. Ощущения, которые оно нам дает, соотносятся с духовным миром человека. Чувство искусства — глубоко индивидуально, и связано только с внутренним мировосприятием человека. Внешние чувства являются при этом первичными. Статья касается вопроса необходимости воспитания этого чувства.

L.A. Voloshina. INDIVIDUAL ITY AND SENSE OF ART

The article is devoted to the researching of the question of the ad of Library. High school of folk arts (academy), St. Petersburg, Russia. Term «sense of art». This sense is shown as a special attitude. The synthetic nature of this sense, which is based on the search for harmony, is considered. The investigated sense is presented as a connection of a person and the ideal world of art. This sense is addressed to the reality of art, mythical reality. The sensations it gives us are related to the spiritual world of a person. This sense of art is deeply individual and it is connected only with the inner worldview of a person. The external senses are primary here. The article deals with the question of the necessity of education of this sense.

Образ страха в русском искусстве конца XIX — начала ХХ века

Мусянкова Н.А.

Страх — одна из сильнейших эмоций, которую испытывает человек. В искусстве рубежа XIX-ХХ веков, когда художниками особенно остро переживался процесс смены эпох, страх перед будущими неизбежными изменениями в жизни выражался в разнообразных и причудливых образах. Образ страха нашел разнообразные воплощения в изобразительном искусстве. Мы рассмотрим лишь экзистенциальный и танатологический аспекты, мистический и фольклорный. Многообразные формы выражения образа страха в искусстве помогают и авторам, и зрителям справится с этим негативным чувством, служат одним из способов познания мира, способствуют решению внутренних психологических проблем (или созданию новых). Метафизическая природа страха исследовалась художниками рубежа XIX–ХХ века во всей ее специфике с разных точек зрения, и эти образы повлияли на развитие визуальных искусств в ХХ веке, включая киноиндустрию и телевидение.

N.A. Musyankova. THE IMAGE OF FEAR IN RUSSIAN ART OF THE LATE XIXth — EARLY XXth CENTURY

Fear is one of the strongest emotions a person experiences. In the art of the late XIXth — early XXth centuries, when the artists were especially keen on the process of changing eras, the fear of future inevitable changes in life was expressed in diverse and bizarre images. The image of fear has found various incarnations in the visual arts. We will consider only the existential and thanatological aspects, mystical and folklore. The diverse forms of expressing the image of fear in art help both authors and viewers to cope with this negative feeling, serve as one of the ways of understanding the world, and contribute to solving internal psychological problems (or creating new ones). The metaphysical nature of fear was studied by artists of the turn of the XIXth–XXth century in all its specifics from different points of view, and these images influenced the development of visual arts in the 20th century, including the film industry and television.

Контроль за производством огнестрельного оружия в Южных Нидерландах

Ивачев А.Е.

В работе исследуется процесс становления и развития системы контрольного отстрела огнестрельного оружия в Южных Нидерландах (в основном — XVII–XIX века). Изучаемая система включала в себя такие элементы, как клеймение, формирование тактико-технических характеристик, законотворчество и прочее. Автор акцентирует особое внимание на исторических особенностях контроля за огнестрельным оружием, поскольку данный вопрос актуален и сегодня.

A.E. Ivachev. CONTROL OVER FIREARMS PRODUCTION IN THE SOUTHERN NETHERLANDS

The articleobserves the process of forming and developing the control system of firearms shooting in the Southern Netherlands (mainly in the XVIIth–XIXth centuries). The system included such elements as branding, shaping of tactical and technical characteristics, law-making, etc. The author focuses on the historical features of firearms control, as this issue is relevant today.

Часть третья. Встреча и диалог культур

Александр Великий и Армения

Хорикян О.Г.

В специальной литературе имеются разногласия по вопросу, завоевал или не завоевал Александр Македонский Армению. Согласно исследователям, Оронту главнокомандующему армянскими войсками в битве при Гавгамелах удалось сохранить независимость Армении во времена Александра Македонского и после него. Армения не была завоевана Александром Македонским, то есть последний не мог ее считать «страной, завоеванной копьем». Тем не менее, Армения подчинялась македонскому завоевателю, власть которого в Армении никогда не была сильной и ограничивалась южной частью Армении.

H.G. Khorikyan. ALEXANDER THE GREAT AND ARMENIA 

The issue whether or not Alexander of Macedon finally conquered Armenia caused various disagreements in professional literature. According to researchers in the Battle of Gaugamela Orontes, one of Armenian troop commanders struggles for preserving independence of Armenia during and after the reign of Alexander of Macedon. Armenia wasn’t conquered by of Alexander of Macedon himself, that is to say, the latter couldn’t consider Armenia to be “spear-conquered country”. But Armenia was subjected to Macedonian Conqueror, whose power over Armenia had never been strong and was limited to the southern territory of Armenia.

Религиозные взгляды полабских славян и начальный этап их христианизации (VII–IX вв.)

Камнева Г.П.
Прихватилов И.В.

В данной статье анализируются особенности зарождения и развития религиозных взглядов и начальный этап христианизации прибалтийских славян в период VII–IX вв., а также факторы, оказавшие важнейшее влияние на эволюцию изучаемых процессов. При решении поставленной задачи авторы статьи стремятся учесть все возможные аспекты — территориальный, экономический, ментальный, внешне- и внутриполитический.

G.P. Kamneva, I.V. Prikhvatilov. RELIGIOUS VIEWS OF THE POLAB SLAVSAND THE INITIAL STAGE OF THEIR CHRISTIANIZATION (THE VIIth–IXth CENTURIES)

Theauthorsanalyses the origin and formation of religious views, the initial stage of Christianization of the Baltic Slavs in the VIIth–IXth centuries, as well as factors stimulating the evolution of the studied processes, taking into account all possible aspects — territorial, economic, mental, foreign and domestic policy.

Аристотель Фиораванти. Первый итальянский архитектор в России

Полянская Ю.М.

Автор статьи анализирует работу итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, шедевром которого является Успенский собор в Кремле. Начиная с первых заказов в Италии, где архитектор был востребован для решения сложных инженерных задач, первые успехи и приглашение князя московского Ивана III, автор фокусирует свой анализ именно на московском храме, который является первой работой итальянский зодчих в Москве.

Yu.M. Polyanskaya. ARISTOTLE FIORAVAN TI. THE FIRST ITALIAN ARCHITECT IN RUSSIA 

The author analyses the work of Aristotle Fioravanti, the Italian architect, whose masterpiece is the Uspensky Cathedral in the Kremlin. Besides the first orders in Italy, where the architect embodied the real complex of engineering tasks, the first success and the invitation of Prince Ivan III of Moscow, the author concentrates exactly on the Moscow temple — the first work of Italian architects in Moscow.

Восемь этюдов о визуальных образах

Глушаков П.С.

В статье анализируются возможные визуальные параллели к различным произведениям русской литературы. Выдвигается предположение о потенциальных источниках образов Гоголя, Достоевского, Блока и других. Для анализа привлекается материал различных видов искусства: живописи, скульптуры, кинематографа, фотографии. Автор исходит из тезиса, что визуальная форма культуры находится в постоянном взаимодействии с текстом в его филологическом понимании.

P.S. Glushakov. EIGHT ETUDES ON VISUAL IMAGES

The article analyzes possible visual parallels to various works of Russian literature. An assumption is made about the potential source of the formation of Gogol, Dostoevsky, Blok and others. For analysis, materials of various types of art are attracted: painting, sculpture, cinema, photography. The author proceeds from the thesis that the visual form of culture is in constant interaction with the text in its philological understanding.

Невозможное возможно. Джованни Боккаччо в самодержавной России. Часть II

Голлербах Е.А.

Литературное наследие Джованни Боккаччо оставалось на периферии русской культуры на протяжении всего существования романовского самодержавия, — из-за своего качества, мало соответствовавшего местным настроениям, представлениям и традициям, из-за цензурных ограничений и из-за едва ли не тотальной неграмотности населения Российской империи. Однако уже в конце 1830-х гг. некоторые сведения об итальянском классике, а также о сюжетах и мотивах его сочинений начали проникать в сознание рядовой российской публики, — благодаря деятельности мастеров сценических искусств. Именно в результате осуществленных с того момента в разных регионах страны драматических, музыкальных, балетных, цирковых, эстрадных постановок Боккаччо смог обрести здесь известность, даже актуальность, появиться, сначала фрагментарно, часто в искаженных формах, в местной печати, затем, в 1890-е гг., быть предложенным читающим россиянам уже в более или менее удовлетворительном виде, и, наконец, стать фигурантом популярной культуры и освободительного движения Российской империи. В статье, впервые излагающей данный сюжет, представлены сведения из ранее не изучавшихся архивных и печатных источников.

E.A. Hollerbach. THE IMPOSSIBLE IS POSSIBLE. GIOVANN I BOCCACIO IN AUTOCRAT IN RUSSIA. PART II

Giovanni Boccaccio’s literary legacy persisted on the periphery of Russian culture during the entire 300-year reign of the Romanovs due to the fact that it did not coincide with Russian mood, worldview and traditions, and because of censorship restrictions and almost total illiteracy of population of the Russian Empire. However, in the late 1830s, the ordinary Russian reading public became aware of the Italian Renaissance genius and some of his compositions and plots owing to theatrical performances. Dramatic, musical, ballet, and circus performerces made Boccaccio popular and even relevant in Russian culture. At first, his works occasionally and appeared often in a distorted form in local periodicals. In the 1890s, Boccaccio was presented to the sophisticated Russian readers and finally, he became the vivid representative of popular and revolutionary culture of the Russian Empire. The article contains previously unknown evidences from archival and printed sources.

Вузовский музейный комплекс в современном мегаполисе: теория и практика

Горелов О.И.
Горелова С.И.
Черных Г.Н.
Третьяков А.Л.

Данная статья посвящена теоретико-практическим вопросам функционирования вузовских музейных комплексов в современном мегаполисе. Отражена взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность деятельности вузовского музейного комплекса со сферами экономики, образования, науки, культуры и туризма. Описаны исторические вехи развития феномена музейных комплексов. Раскрыты основные функции современного вузовского музейного комплекса — системообразующая (синергетическая), имиджевая, воспитательная, образовательная, научная. Акцентировано внимание на социокультурной и системообразующих функциях как инструментах системной, комплексной интеграции вузовского музейного комплекса в современном мегаполисе. Освещена масштабная и эффективная деятельность Музейного комплекса Московского городского педагогического университета в части реализации государственной политики и задач, которые ставит Правительство Москвы. Кроме того, предлагаются пути усиления интеграции вузовских музейных комплексов в условиях инновационной цифровой экономики.

O.I. Gorelov, S.I. Gorelova, G.N. Chernykh, A.L. Tretyakov. UNIVERSITY MUSEUM COMPLEX IN THE MODERN METROPOLIS: THEORY AND PRACTICE

This article is devoted to theoretical and practical issues of the functioning of university museum complexes in the modern metropolis. The interrelation, interaction and interdependence of the activities of the university museum complex with the spheres of the economy, education, science, culture and tourism are reflected. The historical milestones of the development of the phenomenon of museum complexes are described. The basic functions of the modern university museum complex are revealed — the systemforming (synergetic), image, educational, educational, scientific. The attention is focused on the sociocultural and system-forming functions, as tools of the system, integrated integration of the university museum complex in the modern megalopolis. The large-scale and effective activity of the Museum Complex of the Moscow City Pedagogical University in terms of the implementation of state policy and the tasks set by the Government of Moscow is highlighted. In addition, the proposed ways to enhance the integration of university museum complexes in an innovative digital economy.

Часть четвертая. Человек. Общество. Власть

Переписка представителей Американского экзархата РПЦ и Московской патриархии по вопросу принадлежности Свято-Николаевского православного собора в Нью-Йорке

Доля Е.В.

В статье на основе анализа ранее не введенного архивного материала изучается вопрос принадлежности культовых сооружений Русской православной церкви. Причем в основу исследования взят уникальный комплекс документов — переписка представителей РПЦ в США и руководства Московской патриархии. Благодаря переписке, автор статьи показывает, как шел судебный вопрос вокруг Свято-Николаевского православного собора, какие доводы приводили стороны процесса и их адвокаты, чем руководствовался суд в своих решениях. Данный эпизод истории РПЦ в США выбран автором по причине того, что судебный процесс не имел прецедентов и считался едва ли не процессом века.

E.V. Dolya. CORRESPONDENCE BETWEEN REPRESENTATIVES OF THE AMERICAN EXARCHATE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCHAND AND THE MOSCOW PATRIARCHATE CONCERNING THE BELONGING OF THE ST. NICHOLAS ORTHODOX CATHEDRAL IN NEW YORK

The article studies the belonging of religious buildings of the Russian Orthodox Church basing on previously unknown archival materials and the unique correspondence of representatives of the Russian Orthodox Church in the United States and the leadership of the Moscow Patriarchate. Through the correspondence, the author describes the trialconcerning the St. Nicholas Orthodox Cathedral, the arguments of both sides and their lawyers and what influenced the court’s decisions. The author choses this episode in the history of the Russian Orthodox Church in the United States because the trial had no precedents and was considered almost the process of the century.

Роль родителей в формировании личности и судьбе Нины Луговской

Леонтьев Я.В.

В центре статьи процесс формирования общечеловеческого мировоззрения, политических взглядов, характера будущей художницы Нины Сергеевны Луговской. Она – еще и автор известного дневника, изданного отдельной книгой «Хочу жить… Из дневника школьницы: 1932–1937. По материалам следственного дела семьи Луговских». Определяющую роль в формировании личности Н.С.Луговской сыграли ее родители. Восстановление основных вех их жизни дает возможность понять, в какой среде и атмосфере росла и развивалась духовно Нина Сергеевна Луговская.

I.V. Leontiev. THE ROLE OF PARENTS IN THE FORMATION OF PERSONALITY AND DESTINY OF NINA LUGOVSKAYA

The article studies the process of shaping the world outlook, political views and character of the future artist Nina SergeyevnaLugovskaya. She is also the author of the famous diary, published in a single book «I want to live... From the diary of a schoolgirl: 1932–1937. According to the materials of the investigation case of the Lugovsky family». The defining role in the formation of N.S.Lugovskaya’spersonality was played by her parents. The author restores the main milestones of their lives to understand the environment and atmosphere in which Nina SergeyevnaLugovskaya grew and developed spiritually.

Политический кризис 6 февраля 1934 года: «фашистский переворот» или «французский бунт»?

Молодяков В.Э.

Политический кризис 6 февраля 1934 г. во Франции, вылившийся в массовые демонстрации в Париже с применением насилия и повлекший за собой отставку правительства Эдуара Даладье, называли «заговором против безопасности республики» и попыткой государственного переворота, организованной праворадикальными и «фашистскими» организациями. Обращение к фактам, тщательно изученным французской историографией, дает совершенно иную картину. Недовольные разгулом коррупции («дело Ставиского») и бессилием властей в условиях экономического кризиса, националистические и правые организации разной ориентации (монархисты и республиканцы, но не фашисты, которых во Франции не было) и союзы ветеранов войны в знак протеста предприняли ряд несогласованных демонстраций, не ставя целью захват власти или хотя бы правительственных учреждений. У так называемых «заговорщиков» не было ни лидера, ни программы, ни сторонников в правительстве и армии. В то же время подозрительные действия предпринимал амбициозный министр внутренних дел Эжен Фро, что породило версию о его собственном «заговоре».

V.E. Molodiakov. THE 6 FEBRUARY 1934 POLITICAL CRISIS IN FRANCE: «FASCIST COUP D’ÉTAT» OR «FRENCH MUTINY»?

The 6 February 1934 Political Crisis in France culminated in mass violent demonstrations in the center of Paris and caused the resignation of Edouard Daladier government was seen as a «conspiracy against security of the Republic» and an attempt of coup d’état organized by rightist and «fascist» leagues. French historians meticulously studied these events and facts give us a very different picture. Indignant at corruption scandals (the Stavisky Affair) and governmental impotence while dealing with economic crisis numerous Nationalist and Far-Right leagues of different views (Royalists and Republicans but no Fascist because no real Fascists existed in that time in France) and combatants’ unions organized several separated demonstrations of protest but obviously without plans to take power or even to occupy governmental offices. So called conspirators had no leader, no program, no allies in government or army. At the same time ambitious Home Minister Eugene Frot was involved in some suspicious actions that gave birth to a version of his own «conspiracy».

Заметки о незабываемом

Серебрякова З.Л.

В статье рассматривается одна из гипотез гибели Михаила Васильевича Фрунзе, умершего на операционном столе во время хирургической операции. Этот эпизод был обыгран в художественном произведении Б.Пильняка «Повесть непогашенной луны». Но если у Пильняка все герои действуют под вымышленными именами, то автор статьи воссоздает события, опираясь на конкретные факты и имена. Тем более что автор сам был знаком с основными участниками этой трагедии.

Z.L. Serebryakova. NOTES ON UNFORGETTABLE

The article studies one of the hypotheses of Mikhail Frunze’s death, who died on the operating table during surgery. This episode was described by B. Pilnyakin «The story of the outstanding moon». But Pilnyak’s characters act under fictitious names, while the author of the article recreates events, basing on real facts and names. Besides, the author himself was familiar with the main participants of this tragedy.

Семья Бориса Солоневича в свете российских архивных документов

Хазанов-Пашковский С.А.

В предлагаемой вниманию читателя статье С.А.Хазанов-Пашковский впервые проливает свет на судьбу оставшихся в Советской России детей одного из наиболее ярких представителей национально-монархического фланга русской эмиграции — Бориса Лукьяновича Солоневича. В обнаруженных автором архивных фондах содержатся материалы следственного дела Георгия Борисовича Солоневича, которые впервые вводятся в научный оборот и наглядно иллюстрируют действия МГБ СССР по отношению к т.н. «детям врагов народа».

S.A. Khazanov-Pashkovsky. THE FAMILY OF BORIS SOLONEVICH IN THE RUSSIAN ARCHIVAL DOCUMENTS 

In the article S.A.Khazanov-Pashkovsky sheds light on the fate of the children of Boris Lukyanovich Solonevich, one of the most prominent representatives of the nationalmonarchical wing of the Russian emigration, who stayed in Soviet Russia. In the archives the author finds investigation materials of George B.Solonevich, which are for the first time introduced in the scientific circulation and illustrate actions of the Ministry of State security in relation to the so-called «children of people’s enemies».

Часть пятая. Выдающиеся деятели русской культуры

Марина Цветаева в исследованиях Вероники Лосской

Свинина А.С.

Статья посвящена творчеству доктора наук, профессора литературы Парижского университета «Сорбонна» по кафедре славистики и Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже Вероники Константиновны Лосской (1931–2018) — известной, в первую очередь, как переводчицы стихов и прозы русской поэтессы Марины Цветаевой, ее особенностям работы над оригинальным авторским текстом, по составлению научных комментариев, подготовке учеников. В.К.Лосская известна также и как исследователь творчества М.И.Цветаевой, публикатор документов, связанных с ее жизнью и жизнью ее семьи.

A.S. Svinina (France). MARINA TSVETAEVA IN VERONIKA LOSSKAYA RESEARCH WORK

The article is devoted to the creative work of Veronika Konstantinovna Losskaya (1931–2018), doctor of science, Professor of literature of the Sorbonne University of the Department of Slavistics and St. Sergius Orthodox Theological Institute in Paris, mainlyknown as the translator of poems and prose by the Russian poet Marina Tsvetaeva, due to the specific work with the original author’s texts, preparation of scientific comments andtraining of students. V.K.Losskaya is also known as the researcher of MarinaTsvetaeva’s creative work and the editor of materialsconnected with her life and the life of her family.

«Встретились две России»: А.И.Солженицын и В.В.Орехов. К истории знакомства и переписки

Семенов К.К.

В статье рассказывается об истории переписки А.И.Солженицына и В.В.Орехова и последующем за тем знакомством. Василий Орехов — редактор главного журнала военной эмиграции «Часовой» уделял большое внимание внутриполитическим событиям в СССР. Знакомство с произведениями А.И. Солженицына и его гражданская позиция подтолкнули В.В.Орехова к началу переписки. После высылки А.И.Солженицына из СССР выяснилось, что первые письма к В.В.Орехову были подготовлены сотрудниками КГБ. После личного знакомства в Цюрихе между А.И.Солженицым и В.В.Ореховым завязалась многолетняя переписка, в которой обсуждались различные аспекты Первой мировой войны, революции и Гражданской войны в России.

K.K. Semenov. «TWO RUSSIAS HAD MET»: A.I.SOLZHENITSYN AND V.V.OREKHOV. A LOO K INTO THE HISTORY OF ACQUA INTAN CE AND CORRESPONDENCE

The given article is set to present a history of correspondence between A.I.Solzhenitsyn and V.V.Orekhov that further on was followed by a meeting in person. Vasilii Orekhov who was an editor-in-chief of Chasovoi (Sentinel), a journal of Russian military émigrés, closely followed the topic of inner policy in the USSR. Orekhov got himself familiar with Solzenitsyn’s writings; the clearly dissident, active position of Solzhenitsyn pushed Orekhov to finally get in touch. After the Russian novelist was expelled from the USSR, it turned out that the initial letters to Orekhov were penned by the KGB, and not by Solzhenitsyn himself. Two correspondents finally met in Zurich, and after that remained pen pals for years, discussing various aspects of the First World War, the Russian revolution and the subsequent Civil War in their letters.