АВТОРЫ

Кофанов Леонид Львович

доктор юридических наук

Ведущий научный сотрудник, руководитель Центра истории римского права и европейских правовых систем Института всеобщей истории РАН.

Ист.: Scripta antique. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры: альманах. Том V. 2016. Москва: Собрание, 2016.

Публикации

Iuris peritus Apollo: к вопросу о происхождении римской юриспруденции

Scripta antique. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. Том V. 2016. Москва: Собрание, 2016. С. 307–344.

В статье на материале источников показано, что римская юриспруденция зародилась и развивалась в V–I вв. до н.э. в рамках деятельности основных жреческих коллегий: понтификов, авгуров, фециалов и жрецов Аполлона. Их ответы (responsa) понимались, как интерпретация воли богов, особенно Аполлона, иногда называвшегося «знатоком права» (iuris peritus). Несмотря на появление во II в. до н.э. светской юриспруденции, роль жрецов в юриспруденции еще и в I в. до н.э. оставалась довольно значительной, особенно в обасти публичного права. Не случайно, поэтому, Октавиан Август при проведении реформы юриспруденции, связанной с правом юристов давать ответы ex auctoritate principis, построил на Палатине храм Аполлона с библиотекой права и хранилищем сивиллиных книг предсказаний Аполлона, перед которым стояла статуя самого Октавиана в образе Аполлона.

L.L.Kofanov (Moscow). IURIS PERITUS APOLLO: TOWARDS THE ORIGIN OF ROMAN JURISPRUDENCE

The article notes that the words of Ulpian that Roman law was the “knowledge of divine and human Affairs”, and that the lawyers were “the priests of the law”, this is not empty rhetoric. In Rome even in II–I centuries BC terms periti and prudentes often called the priests (the pontiffs, the augurs, the fetials and the quindecimviri). It is to them in the first place anciently belonged the right to give answers (responsa) as to the Senate and to the people in their questions about public (especially sacral) law, and to individuals about ius civile, as is evidenced by their practice of VI–I centuries BC. The information of Iuvenal about “legal expert Apollo”, as well as the data of Cicero and Ennius about the analogy of a lawyer answers with the oracles of Apollo suggest that the priestly colleges of the era of the Republic gave his answers, relying on “authority” (auctoritas) of the gods and above all of the God Apollo. Emperor Octavian Augustus-“Apollo”, as the head of all the four major priestly colleges, has made the temple of Apollo Palatinus not only religious but also legal centre of a vast Empire. Providing Roman jurists with ius respondendi ex auctoritate principis, he sought to extend their authority from the city of Rome throughout the whole of Empire.

Понятие «правоприменение» в римском праве и в современной теории права

Международное научное сотрудничество Центра изучения римского права Института всеобщей истории РАН

Вестник истории, литературы, искусства. Том VII. 2010. Москва: Собрание, Наука, 2010. С. 605–611.